Ваше мнение

Психоэмоциональное здоровье ребенка

Все мы хорошо знаем, насколько трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад. Требуется не мало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания.

В это время очень важно поддержать ребенка, создать такие условия, чтобы он получал радость от пребывания в детском саду. На решение этих задач направлена деятельность педагога – психолога. Основной целью деятельности психолога в образовании является сопровождение естественного развития ребенка на каждом возрастном этапе его жизнедеятельности.

Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. И очень важно, чтобы взрослые оказывали детям помощь в этом процессе.

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения на снижение психоэмоционального и скилетно – мышечного напряжения, которые сопровождают процесс обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Игры и упражнения предназначены для совместной деятельности взрослого и ребенка 4 – 5 лет. Играть с ребенком рекомендуется 1 – 2 раза в неделю в течение 5 – 10 мин.

Игровой ритм поддерживается стихами и позволяет регулировать психоэмоциональный и склетно- мышечный тонус. В ходе игр ребенок осваивает различные пальчиковые позиции. Упражнения этого вида благотворно влияют на организацию мозговой деятельности. Самомассаж улучшает тонус и кровообращение, стимулирует активные точки, имеющие связь с мозговыми центрами.

Вот такие!

  1. Взрослый рассказывает стихотворение «Вот такие!», сопровождая его движениями. Ребенок повторяет слова и движения.
  2. Исходное положение: сидя на ковре, спина ровная ноги слегка согнуты в коленях.

У котенка усы – ВОТ ТАКИЕ,

(проводим пальцем под носом)

У слоненка уши – БОЛЬШИЕ.

(гладим уши)

У крокодила – ОСТРЫЕ ЗУБКИ,

(показываем зубы)

А у пингвинов – ТЕПЛЫЕ ШУБКИ.

(гладим руки, ноги)

У бегемота – ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК,

(гладим живот)

У лягушонка – УЛЫБЧИВЫЙ РОТИК.

(улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5 – 10 сек.)

У зайчонка – КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК,

(гладим поясницу)

А у мышонка – МАЛЮСЕНЬКИЙ НОСИК.

(дотрагиваемся до конца носа)

Кот по имени Щекот

Взрослый поет ребенку песенку «Кот по имени Щекот» весело, в достаточно быстром темпе.

1-2-я строка песенки: поем;

3-5-я строка: «ходим» указательным и средним пальцами по руку, ноге, животу или спине ребенка;

6-я строка: ласково щекочем ребенка по ребрышкам. Повторяем игру 1-2 раза.

Жил на свете рыжий кот,

Звали все его Щекот.

Он по улицам ходил,

Всех смешил и щекотил.

Хочешь, и к тебе придет?

Щекотушки принесет.

День – Ночь

Правила игры: По команде «День» - ребенок бегает, прыгает, ходит, «летает».

По команде ночь – спит (ладони правой/левой руки соединены, прижаты к левой щеке).

В заключение хотелось бы отметить, что выявить нарушения в психоэмоциональной сфере и подобрать средства профилактики для такого типа расстройств самим родителям бывает очень сложно, поэтому в данном случае следует обратиться за помощью к специалисту, в частности, к психологу.

И, наконец, уважаемые родители, помните о том, что своим теплом, заботой и поддержкой Вы сможете сохранить психоэмоциональное здоровье вашего ребенка и подарить ему счастливое детство.

Успехов и хорошего настроения Вам и вашим детям!

Статья подготовлена по материалам: Крюкова С.В., Донская Н. И. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014; Трясорукова Т. П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скилетно мышечного напряжения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.