Ваше мнение

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе

Подготовка к школе - процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. Знаменитый педагог, выдающийся ученый Л. А. Венгер говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научится». Итак, на что следует обратить внимание родителям, если в семье подрастает будущий первоклассник?

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную.

 

Физиологическая готовность

- состояние здоровья ребенка позволяет успешно осваивать образовательную программу;

- ребенок знает, соблюдает, понимает важность основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.

 

Психологическая готовность, включает в себя три компонента:

 

1. Интеллектуальный компонент

- ребенок имеет запас знаний о себе и своей семье (свои фамилию имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, дату рождения свой город, домашний адрес и др.);

- уровень развития памяти, речи, мышления ребенка соответствует возрасту;

- ребенок ориентируется в пространстве: знает, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок стремится к получению новых знаний, любознателен.

 

2. Личностно-социальный компонент

- ребенок коммуникабельный, умеет общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не проявляет агрессии, а при ссоре с другими умеет оценивать и искать выход из проблемной ситуации; понимает и признает авторитет взрослых;

- ребенок адекватно реагирует на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- ребенок понимает, сто хорошо – а что плохо;

- ребенок принимает, поставленную педагогом задачу внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он адекватно оценивает свою работу, признает свои ошибки, если таковые имеются.

 

3. Эмоционально-волевой компонент

- ребенок понимает, почему он идет в школу, важность обучения;

- у ребенка есть интерес к учению и получению новых знаний;

- способен выполнять задание, которое ему не «совсем по душе», но этого требует учебная программа;

- ребенок усидчив, способен в течении определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела;

 

Познавательная готовность

Будущему первокласснику необходимо обладать определенным комплексом знаний и умений, который обеспечит успешное обучение в школе.

 

1. Внимание

- ребенок может заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати - тридцати минут;

- ребенок может находить сходства и отличия между предметами, картинками;

- ребенок умеет выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее;

- ребенок легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

 

2. Математика

- ребенок знает цифры от 0 до 10;

- ребенок знает прямой и обратный счет от 1 до 10;

- ребенок умеет делить круг, квадрат напополам, на четыре части;

- ребенок умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: «справа», «слева», «сверху», «внизу», «над», «под», «за» и т.д.

 

3. Память

- ребенок может запомнить 10 - 12 картинок;

- ребенок может рассказывать по памяти стихи, скороговорки, сказки и т.д.;

- ребенок может пересказывать текст из 4 – 5 предложений.

 

4. Мышление

- ребенок может заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей….», «Суп горячий, а компот…»;

- ребенок может находить лишнее из групп слов (карточек). Например, игра «Четвертый лишний»;

- ребенок может определять последовательность событий, что сначала, а что -потом из 5 и более сюжетных картинок;

- ребенок может находить несоответствия в рисунках, стихах, небылицах;

- ребенок может складывать разрезную картинку из 5 и более частей;

 

5. Мелкая моторика

- ребенок может правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу нажима при письме и рисовании;

- ребенок может раскрашивать предметы и штриховать их не выходя за контур;

- ребенок может вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;

- ребенок может выполнять аппликации.

 

6. Речь

- ребенок может составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть;

- ребенок может составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;

- ребенок может выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;

- ребенок может различать в словах буквы и звуки.

 

7. Окружающий мир

- ребенок знает основные цвета и оттенки, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и т.д.

- ребенок знает и называет времена года, месяцы, дни недели, явления природы, перелетных и зимующих птиц и т.п.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотится в трудной ситуации. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш будущий первоклассник превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордится.

 

Желаем Вам успеха!

 

С уважением, педагог психолог Бадгина Н.Е.