Ваше мнение
22.02.2016

Система преемственности

Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны – дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны – школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. На мой взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность – значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве.

С целью объединить всех заинтересованных участников, педагогическим коллективом нашего детского сада была сделана попытка разработать научно - практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной педагогической работы.

Разработка подхода осуществлялась с учетом условий сотрудничества между МБОУ ЕСОШ № 2 и несколькими детскими садами п.Емельяново

Наша общая задача работать на успех наших воспитанников. После обсуждения в феврале запустили 1 этап проекта «Формирование коммуникативных и познавательных УУД у детей 5-7 лет». В рамках проекта были проведены открытые занятия для учителей. Воспитатели ДОУ делились своим опытом, показали высокий уровень занятий, направленных на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги совместно с воспитателями обсудили насущные проблемы и скорректировали свою деятельность на будущее. Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.

Воспитатели с интересом присутствовали на занятиях в первых классах и в группе предшкольного образования. Воспитателям была предоставлена возможность увидеть своих бывших воспитанников в образовательной деятельности. Учителя показывали формы работы формирования коммуникативных УУД, как происходит включение учеников в учебную деятельность. После открытых мероприятий состоялся круглый стол, где воспитатели и учителя обсудили новые подходы и требования ФГОС, обсудили портрет выпускника детского сад, говорили о формах работы, о предстоящих планах сотрудничества. Волновало всё, что связано с тем, что работает на успех наших детей.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей мы смогли найти время, силы и средства для решения задач преемственности. Благодарим за участие в проекте И.В. Широбокову, Л.П. Вдовинко, учителей Н.В. Афанасьеву, Л.Н. Метёлкину, Г.Н. Конопелько, Т.А. Саленкову, Н.Н. Качанову, Т.Н. Фейзер и Л.М. Озерову. Здоровья, творческих успехов и благодарных воспитанников Вам, уважаемые коллеги!

 

Автор статьи старший воспитатель Куприянова Елена Павловна